Сохранение и поддержание оптимального режима грудного вскармливания является одним из приоритетных направлений деятельности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) с 2016 года.
Чтобы достичь оптимального режима грудного вскармливания ВОЗ рекомендует:
- начинать грудное вскармливание в течение первого часа жизни малыша,
- поддерживать исключительно грудное вскармливание — без докармливания другой пищей или жидкостью — в течение первых 6 месяцев после родов,
- продолжать грудное вскармливание до двух лет и более по желанию матери со своевременным введением прикорма с 6 месяцев.
Однако на пути к обозначенной ВОЗ цели могут возникнуть препятствия, и наиболее уязвимым периодом считается послеродовый.
Послеродовым периодом обозначаются первые 6 недель после завершения беременности и рождения ребенка. За это время организм женщины возвращается к дородовому функционированию, запускает процесс грудного вскармливания, адаптируется к новым жизненным обстоятельствам, связанным с появлением ребенка.
Такой насыщенный событиями период — время повышенных рисков появления психической нестабильности у женщины. Молодые матери подвержены возникновению как легких, не требующих медицинского вмешательства состояний, так и расстройств и заболеваний, лечение которых критически важно ввиду влияния на здоровье женщины и младенца.
Тем не менее, получение противоречивой информации из разных источников, опасения навредить ребенку, нехватка профессионального консультирования приводят к тому, что задача медикаментозной коррекции психической патологии у кормящих грудью женщин нередко приобретает вид дилеммы «лечить нельзя кормить», решение которой лежит в плоскости двух взаимоисключающих исходов: необходимость приема лекарств обуславливает прекращение грудного вскармливания, а стремление сохранить грудное вскармливание приводит к отказу от медицинской помощи.
Однако накопленные к настоящему времени результаты многочисленных научных исследований ставят под сомнение обоснованность такого положения вещей.
Во-первых, зафиксирован целый ряд лекарственных средств, безопасность использования которых в период грудного вскармливания подтверждена и разрешена.
Во-вторых, продемонстрировано немало преимуществ и положительных эффектов сохранения грудного вскармливания в отношении здоровья матери и ребенка.
В-третьих, установлены негативные последствия влияния психического расстройства, не получающего коррекции в послеродовом периоде, на когнитивное, социальное, физическое и ментальное состояние ребенка, а также долгосрочные риски для психического здоровья матери. Кроме того, известно об отрицательном влиянии психического расстройства на процессы инициации и поддержания грудного вскармливания.
Таким образом, назначение разрешенной при грудном вскармливании медикаментозной терапии с целью коррекции психического расстройства в послеродовом периоде — это прогностически более благоприятное и безопасное решение, чем неадекватное и преждевременное прекращение грудного вскармливания или отказ от лечения.
Процесс принятия решения об использовании лекарств во время грудного вскармливания осуществляется во время профессионального консультирования путем анализа pro et contra: пользы грудного вскармливания, рисков воздействия лекарств, потенциального вреда психического расстройства, альтернативных способов коррекции (психотерапия).