— Есть ли какая-то общепринятая классификация внешнего вида стула, по которой я могу сказать, все ли со мной/моим ребенком в порядке?
— Да, конечно, ученые и медики задумались о том, чтобы судить о запорах и правильной работе кишечника по форме его кала, достаточно давно. Многие об этом, наверняка, даже слышали — это Бристольская шкала стула (она же шкала Майерса). Именно по ней можно понять, какой стул у ребенка или взрослого, не принося образец доктору и не присылая фото. Разработал эту шкалу Кен Хитон, доктор медицины из Бристольского университета, в 1997 году с участием 66 добровольцев. Участники исследования меняли диету, глотали специальные шарики-маркеры и вели дневник стула, фиксируя вес, объем, форму, частоту. Так и появилась шкала. Интерпретация, если вы обратите внимание на иллюстрацию ниже, довольна проста: идеальный стул, как правило, 3-го или 4-го типа, он не водянистый, легко выходит. Если у вас тип №1 или №2, у вас, вероятно, запор. Типы №5, №6 и №7, скорее всего, сигнализируют о диарее.
№1 Отдельные твердые комки, как орехи, трудно продвигаются.
№2 Комковатовой структуры.
№3 Пластилинообразной структуры, гладкий, мягкий.
№4 Оформленный, с ребристой поверхностью.
№5 Мягкие маленькие шарики с ровными краями.
№6 Рыхлые частицы с неровными краями, кашецеобразный стул.
№7 Водянистый без твердых частиц.
– В каких случаях нужно волноваться за себя или ребенка? Что можно и нужно предпринять, если заподозрил неладное?
– Тревожные сигналы — если у ребенка появились непонятные боли в животе, поход в туалет стал приносить дискомфорт из-за плотного и объемного стула (как раз №1-2 по Бристольской шкале), а также если у малыша появился панический страх перед дефекацией, скажем, вы заметили ритуалы перед походом в туалет (ребенок уходит за дверь, делает это стоя), не может удержать стул (каломазание). Происходит это потому, что стул скапливается в ампуле прямой кишки, увеличивается до таких размеров, что анус не закрывается, а новые жидкие массы обтекают этот ком и пачкают белье. Усугубляет ситуацию боль, которая появляется у ребенка, преследует его и только усиливает страх перед походом в туалет/на горшок. Во всех этих случаях вероятен запор, и стоит прийти на прием к педиатру или гастроэнтерологу и разобраться в проблеме.
Если запор будет подтвержден, то основное лечение предполагает:
- Нормализацию поступления жидкости в организм (в среднем 30–50 мл/кг в сутки, то есть литр и более в сутки в зависимости от возраста);
- Коррекцию рациона: включение в него растительной клетчатки (овощи, салаты, груша, чернослив, киви), кисломолочных продуктов;
- Включение в рацион слабительных препаратов. Однако здесь очень важна правильная схема приема, так как лечение запоров (особенно, когда речь идет о каловых завалах/пробках) — длительное, до нескольких месяцев, для восстановления нормальной моторики кишечника. И верную схему как раз подберет врач.
— Для младенцев и маленьких детей специальная шкала тоже применима?
— Бристольская шкала актуальна для детей ближе к 6 годам, но может быть применена и раньше. В остальных случаях я бы посоветовал ориентироваться на жалобы, которые мы только что обсудили.
— Расскажите подробнее про стул детей до года — где здесь норма?
— Про стул грудничков действительно лучше рассказать более детально, поскольку здесь вариаций нормы много, они разнообразны и неискушенному зрителю могут показаться патологией. Например, частый вопрос от родителей: какая частота стула у грудничков? Она вариабельна и индивидуальна у каждого ребенка, а также меняется в разные периоды его младенчества.
Большинство детей в первые шесть недель жизни имеют в среднем от 1 до 7, а иногда и до 12 дефекаций в сутки.
Обычно дефекация происходит реже после двухнедельного возраста, частота сокращается до 1-2 раз в день, и с этого возраста, а чаще с месячного возраста может уменьшаться и до 1 раза в неделю. Важно самочувствие и активность ребёнка при этом. На искусственном вскармливании стул обычно реже, но больше по объему. После ввода прикорма у большинства малышей частота стула варьируется от 3 раз в сутки до 3 раз в неделю, стул становится более плотным, визуально сходен со взрослым.
Второй частый вопрос касается консистенции. В подавляющем большинстве случаев стул грудничков (до ввода прикорма) жидкой, кашицеобразной, пластилинообразной консистенции. Плотный, твёрдый и сухой стул у младенцев может быть признаком запора, обезвоживания. Стул, который становится всё более водянистым, и его частота превышает частоту кормлений, может быть признаком кишечной инфекции (обсуждается с педиатром и зависит от других критериев и жалоб).
Еще один важный аспект — цвет и примеси. В первые дни после рождения у малышей отходит меконий — первородный кал, вязкий, липкий стул чёрно-зелёного цвета. Через несколько дней цвет стула меняется на зеленовато-коричневый, а в дальнейшем стул (внимание!) может быть любых оттенков жёлтого, коричневого или зелёного цвета, и может менять окрас на свое усмотрение, как хамелеон. Стул многих малышей содержит большое количество белых хлопьев, может содержать слизь, особенно во время интенсивного слюнотечения. Наличие в стуле непереваренных кусочков пищи можно встретить нередко и обычно является нормой.
Несмотря на то, что твердый стул у грудничков бывает редко, в первые три месяца сложности с дефекацией все равно будут (с большой вероятностью), но все они обусловлены физиологическими транзиторными (проходящими) у детей состояниями — функциональными: колики, дисхезия, незрелость ЖКТ, формирование микробиома.
— Иными словами, Бристольская шкала, с которой мы начали беседу, — это помощник, но главное — бдительность родителей и помощь врача.
— Да, вы верно «собрали паззл», как выражался Доктор Хаус. Если коротко, то верно, шкала — это просто дополнительный инструмент для доктора и пациента, ни в коем случае не основной. Не менее важны (а то и более) анамнез, жалобы, результаты осмотра, обследований (при их необходимости, которую оценивает врач). Шкала применима не для всех возрастов.
«Чайка» — клиника, где каждому ребенку, столкнувшемуся с нарушением стула, предоставляется полноценный комплекс услуг по выявлению и лечению первичной патологии любого генеза. Современное оборудование и высококлассный персонал помогут с решением проблемы.